Детский телефон доверия

В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122. В настоящее время к нему подключено 229 организаций во 83 субъектах Российской Федерации.

1  2

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

В сентябре 2016 года запущен сайт: "Детский телефон доверия"

Мероприятие по обеспечению деятельности детского телефона доверия включено в План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р (пункт 57).

Обеспечение деятельности детского телефона доверия осуществляется в рамках подписанных между Фондом и субъектами Российской Федерации соглашений об обеспечении деятельности детского телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером.

В целях развития служб детского телефона доверия и повышения качества телефонного консультирования Фонд ежегодно организует обучение специалистов региональных служб детского телефона.

Для организации методической поддержки служб детского телефона доверия в 2011 году издан и направлен в субъекты Российской Федерации 3-томный сборник "Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером 8-800-2000-122", включающий информационно-методические материалы, предназначенные для обеспечения деятельности руководителей, специалистов и супервизоров служб детского телефона доверия. Анонс сборника и порядок его получения размещен на сайте Фонда в разделе "Библиотека".

В 2012 году по итогам работы общероссийской конференции "Общероссийский детский телефон доверия: обеспечение доступности и качества работы" (29 ноября 2012 г.) издан и направлен в субъекты Российской Федерации сборник материалов "Актуальные вопросы деятельности детского телефона доверия: обеспечение доступности и качества работы". Материалы сборника размещены на сайте Фонда в разделе "Библиотека".

В 2014 году (июнь) Фондом совместно с Минтрудом России проведена очередная всероссийская конференция "Детский телефон доверия как механизм раннего выявления детского и семейного неблагополучия". Фондом издан сборник с материалами конференции, направленный в субъекты Российской Федерации и размещенный в электронном виде на сайте Фонда в разделе "Библиотека".

По результатам социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Фонда в сентябре-октябре 2012 году издана брошюра "Эффективность деятельности служб детского телефона доверия с единым общероссийским номером (служб экстренной психологической помощи) в субъектах Российской Федерации" Электронная версия брошюры размещена на сайте Фонда в разделе "Библиотека".

О переводе детского телефона доверия на короткий трехзначный номер:

В настоящее время детский телефон доверия признан ключевым инструментом реализации прав ребенка на информацию и защиту от всех форм насилия и жесткого обращения. С начала работы детского телефона доверия на его номер поступило более 7 млн обращений.

Ввиду высокой социальной значимости и актуальности задач, решаемых службами детского телефона доверия, Фонд к числу приоритетных задач Фонда относит перевод номера 8-800-2000-122 на трехзначный номер.

Для решения этой задачи с 2014 года Фондом ведется консолидированная работа с Минкомсвязи России.

В настоящее время сдерживающим фактором замены номера на трехзначный является техническое несовершенство оборудования на сетях местной телефонной связи, обеспечивающего обработку коротких трехзначных номеров.

Минкомсвязи России прилагает усилия по созданию и функционированию системы обеспечения вызова по короткому номеру. На сегодняшний день необходимая система введена в эксплуатацию в 8 субъектах, еще в 3 субъектах успешно прошли испытания.

Ответы на самые частые вопросы

Давайте сразу ответим нашим читателям, кто работает на линии Детского телефона доверия.

На Детском телефоне доверия работают специалисты-психологи, имеющие высшее образование, прошедшие специальное обучение и отбор. Они постоянно повышают уровень профессиональной квалификации, имеют опыт работы в кризисном консультировании, а также опыт работы с в дистанционном и в очном форматах

Кто может обратиться за помощью?

Служба хоть и называется «Детский телефон доверия», но работает для всех без исключения. Линия открыта для детей и подростков, их родителей, бабушек, дедушек. Помощь специалиста могут получить все, кто в ней нуждается.

На какую помощь можно рассчитывать, обращаясь на Детский телефон доверия?

Часто возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога практически невозможно. Детский телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи по телефону. Этот вид помощи является, по сути, «психологической скорой помощью». Разговор с консультантом позволяет не остаться один на один со своими переживаниями. Специалисты службы внимательны к абоненту, всегда готовы оказать помощь и поддержку. Каждый, кто переживал состояние психологического стресса, знает, что в этот момент создается ощущение «полной безнадеги», невозможно успокоиться, сосредоточится, принять решение и начать действовать. Консультанты помогают «взять себя в руки», разобраться в сложившейся ситуации и найти оптимальное решение, найти выход из ситуации, которая еще совсем недавно казалась безвыходной. При этом совсем не важны возраст звонящего, его национальность, пол, убеждения, вероисповедание, состояние здоровья. Консультант примет абонента таким, какой тот есть. Не осудит. В большинстве случаев абоненты обращаются на пике эмоциональных переживаний, говоря по-простому – «Когда накрыло по полной». И, конечно, главная задача психолога – снять остроту переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь его от опрометчивых поступков. Кроме этого, психолог может уменьшить чувства стыда, вины, бессилия, укрепить чувство собственной значимости, сформировать новые поведенческие паттерны. Консультанты Детского телефона доверия вместе с абонентом анализируют ситуацию, выявляют ее причины, разбирают алгоритмы выхода из сложившегося положения и мотивируют человека на то, чтобы он сам постарался решить проблему. Если в процессе работы консультанту становится понятно, что без специализированной очной психологической помощи не обойтись (например, кризисного центра по работе с насилием), то одной из основных задач телефонного консультирования будет являться мотивирование абонента на обращение в данные службы. Не нужно записываться к специалисту заранее, ждать своей очереди, – достаточно просто позвонить. Обращения на Детский телефон доверия с любых стационарных и мобильных телефонов, – бесплатны!

Люди, звонящие вам, делятся своими очень личными проблемами. Есть гарантия, что их истории не выйдут за пределы беседы с консультантом?

Помощь на Телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший имеет право не говорить свое имя, либо может назваться любым именем. Консультанты телефоны доверия не имеют права разглашать любую личную информацию, которую сообщает им абонент. Телефонная линия не прослушивается, разговоры не записываются, номер позвонившего не определяется.

Может ли человек повторно обратиться или получить курс психологической помощи?

Абонент живет со своей проблемой длительное время, и, понятно, что за несколько минут общения с психологом по телефону эту проблему не решить, поэтому довольно часто специалисты рекомендуют абонентам обратиться за «очной» психологической помощью. У наших консультантов такой возможности нет, потому что телефон доверия – это краткосрочный вид психологической помощи. Задача наших психологов – купировать кризис, удержать человека от опрометчивых поступков, вернуть его в русло позитивного мышления. Нередко обращаются абоненты, нуждающиеся в помощи разного рода специализированных служб, чаще всего – социальных, психологических. Специалисты Детского телефона доверия предоставляют им необходимые контакты. Конечно, любой человек может обращаться на Детский телефон доверия повторно. Столько раз, сколько ему необходимо, столько раз, сколько захочет, даже, если он уже посещает психолога «очно». Но курсом психологической помощи это вряд ли можно назвать.

Может ли консультант помочь в ситуации, когда звонящему человеку угрожает опасность?

Если жизни или здоровью человека (или его близких) угрожает реальная опасность, то первым делом ему необходимо звонить в соответствующие органы. Специалисты телефона доверия могут только проинформировать его об этом. Только сотрудники полиции, скорой помощи или МЧС могут оперативно отреагировать на ситуацию угрозы жизни и выехать на помощь. В службе Детского телефона доверия работают психологи. В ней нет врачей, полицейских или пожарных. Телефон доверия не обладает возможностями, ресурсами, полномочиями, которые есть у экстренных служб: короткий номер, возможность позвонить при отрицательном балансе. Звонок в скорую помощь, МЧС или полицию не предусматривает анонимность. Современные технологии позволяют определить локацию звонящего и срочно отправить на помощь ближайшую бригаду. Не теряйте драгоценное время, так как психологи будут только посредниками в этом вопросе.

Как давно в регионе работает Детский телефон доверия?

Взрослых абонентов чаще тревожит вышедшее из-под контроля поведение подростков. Звонят, когда возникает конфликт с ребёнком, когда тот оказался в «опасной компании», столкнулся с травлей. Взрослые звонят, когда лишились работы, попали в трудную жизненную ситуацию. Часто они запрашивают информацию о социальных, медицинских, психологических службах. Дети и подростки обращаются, когда испытывают одиночество, трудности в общении со сверстниками и родителями, когда ищут себя. Часто основанием для звонка становятся конфликты в школе, несчастная любовь, страхи, включая страхи перед экзаменами. Иногда подростков мучают тревоги и мысли о суициде. При этом детские срывы чаще всего происходят по вине взрослых. Они могут быть спровоцированы несправедливостью учителей, отсутствием родительской любви и внимания, непониманием и неуважением со стороны родителей, жестоким обращением.

С какими проблемами камчатцы обращаются чаще всего?

Служба хоть и называется «Детский телефон доверия», но работает для всех без исключения. Линия открыта для детей и подростков, их родителей, бабушек, дедушек. Помощь специалиста могут получить все, кто в ней нуждается.

В завершении нашего разговора, чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?

В свете ранее сказанного хочется пожелать любви и взаимного уважения. Пусть в жизни камчатцев будет меньше потрясений. Сегодня далеко не каждому удаётся сохранять бодрость духа и оптимизм. Когда становится трудно, знайте, что можно обратиться в Детский телефон доверия, где вас выслушают, поддержат и поймут. В любое время дня и ночи позвоните по номеру 8-800-2000-122, чтобы прийти в себя, успокоиться, вновь почувствовать опору в жизни. И помните, выход есть всегда! Помощь рядом, просто позвони!

 

           


5 принципов детского телефона доверия: