Рубрика «Вопрос - ответ»

(часто задаваемые вопросы про взаимоотношения "родитель - образовательное учреждение")

Вопрос. Является ли обработкой персональных данных размещение фамилии, имени и отчества без иной дополнительной информации?

Ответ Роскомнадзора: Размещение на страницах сайтов в сети «Интернет» фамилии, имени и отчества без дополнительной информации, позволяющей идентифицировать физическое лицо как субъекта персональных данных, не может свидетельствовать об обработке персональных данных конкретного физического лица.

Дополнения от команды «Омбудсмен образования»: Обращаем внимание, что при публикации полных данных ФИО ребенка нельзя указывать дополнительную информацию (какая школа, номер класса и т.д.). Таким образом, нужно сократить данные о ФИО ребенка до минимума, например, Иван К., Алена Е. и т.д.

Вопрос. Является ли обработкой персональных данных размещение на сайтах в сети "Интернет" фотографии без иной дополнительной информации? 

Ответ Роскомнадзора: Размещение на страницах сайтов в сети «Интернет» фотографии без дополнительной информации, позволяющей идентифицировать физическое лицо, как субъекта персональных данных, не может свидетельствовать об обработке персональных данных конкретного физического лица. 

Дополнения от команды «Омбудсмен образования»: Нельзя публиковать фото с любой дополнительной информацией (ФИО, школа, номер класса и т.д.). Публикация фото без дополнительной информации защитит Вас от штрафа по закону о персональных данных.  Но не защитит от нарушения ст. 152.1 ГК РФ (если конечно, вы не соблюли одно из условий освобождения от ответственности). 

Таким образом, делаем вывод, что для публикации фото ребенка нужно получать каждый раз согласие от законного представителя.

Источник: https://vk.com/wall-133392204_149512


Вопрос: Родитель несовершеннолетней обучающейся написала заявление на имя директора школы о том, что она отказывается предоставлять какие-либо персональные данные на своего ребенка и еще указала на исключение персональных данных ее ребенка из всех баз данных, которыми пользуется школа.

Как быть директору в данной ситуации?

Ответ: Законодательством не урегулирована ситуация, когда законный представитель обучающегося отказывается предоставлять его персональные данные. При этом обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных, то есть при отсутствии согласия обработка персональных данных запрещается. Следовательно, руководителю образовательного учреждения следует донести до родителя информацию о том, что при ведении персонифицированного учета в региональных информационных системах, обеспечиваются конфиденциальность и безопасность персональных данных. Если родитель и в таком случае отказывается в предоставлении персональных данных, полагаем необходимо:

  • получить письменный отказ родителя от обработки персональных данных;
  • удалить учетную запись пользователя в системе;
  • в общеобразовательной организации издать приказ, в котором за обучающимся закрепить кодовое имя, например, Ученик 1;
  • в учётной записи в системе изменить ФИО обучающегося на кодовое имя, и вести учёт успеваемости и посещаемости, как прежде;
  • при выводе на печать журналов успеваемости в конце года к журналу приложить копию приказа.

Вопрос: Необходимо ли получение согласия на обработку персональных данных учеников при условии, что она нужна для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ), для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг?

Ответ: Предоставление государственных и муниципальных услуг регламентируется Законом N 210-ФЗ. В то же время следует понимать пределы регламентации данным Законом правоотношений, связанных с оказанием муниципальных услуг в сфере образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Закона им регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 утверждены Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, а также Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

Действие Закона N 210-ФЗ распространяется и на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, на муниципальные образовательные учреждения положения данного Закона распространяются лишь в тех случаях, когда они участвуют в предоставлении местными администрациями и иными органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 210-ФЗ услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если они включены в Перечень, установленный Правительством РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта РФ или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Напомним, что государственные (муниципальные) услуги (работы) — это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, а в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами (ст. 6 БК РФ).

В силу ст. 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в том числе в случаях, когда она необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Законом N 210-ФЗ, для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, если образовательное учреждение оказывает предусмотренную указанными выше нормами государственную или муниципальную услугу в электронном виде, получать согласие на обработку персональных данных не требуется.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с Законом N 210-ФЗ в том случае, если они включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 N 729-р (далее — Перечень N 729-р). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта РФ или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с Законом N 210-ФЗ.

Согласно Перечню N 729-р услугами, оказываемыми федеральными государственными учреждениями и другими организациями в области образования, является предоставление информации:

  • о реализации программ основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ;
  • о реализации программ основного среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в федеральное государственное образовательное учреждение;
  • о текущей успеваемости учащегося, ведении дневника и журнала успеваемости;
  • об образовательных программах и учебных планах, о рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках;
  • о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы;
  • из федеральной базы данных о результатах единого государственного экзамена.
  • К услугам, оказываемым государственными учреждениями субъекта РФ и другими организациями, отнесены:
  • прием заявлений о зачислении в государственные образовательные учреждения субъекта РФ, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет;
  • предоставление информации о реализации в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ;
  • предоставление информации о реализации программ начального и среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в государственное образовательное учреждение субъекта РФ;
  • предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в государственном образовательном учреждении субъекта РФ, ведение дневника и журнала успеваемости;
  • предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, о рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках;
  • предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы;
  • предоставление информации из базы данных субъектов РФ о результатах единого государственного экзамена.

В то же время следует иметь в виду, что согласия не требуется только в тех случаях, когда данную услугу оказывает именно образовательное учреждение. Если же это учреждение в ходе оказания государственной (муниципальной) услуги передает персональные данные иным юридическим лицам, то следует выполнять положения ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласно которым оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта.

Таким образом, для передачи образовательным учреждением иным лицам на обработку персональных данных потребуется согласие родителей учащихся, а также заключение договора с образовательным учреждением, отвечающего определенным требованиям, установленных Законом к поручениям оператора.

В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Закона N 152-ФЗ.

В соответствии с разъяснительным письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 17.03.2015 N 02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее — ГИА-9) может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы.

С целью соблюдения конституционных прав граждан на получение основного общего образования возникла необходимость обеспечения возможности прохождения ГИА-9 обучающимися, отказывающимися дать согласие на обработку персональных данных, без внесения их персональных данных в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее — ФИС) и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования (далее — РИС).

Для сдачи ГИА-9 названные выше лица подают заявление в государственную экзаменационную комиссию субъекта Российской Федерации (далее — ГЭК) с просьбой предоставить возможность пройти ГИА-9 без обработки их персональных данных.

ГЭК принимает решение о допуске данного обучающегося к сдаче ГИА-9 без внесения персональных данных о нем в РИС и ФИС, а также определяет для него пункт проведения экзамена (далее — ППЭ), аудиторию и место. Решение ГЭК оформляется протоколом. Данный протокол направляется в ППЭ.

Для указанной категории граждан экзамен проводится в штатном режиме, за исключением того, что в бланке регистрации не указываются данные о документе, удостоверяющем личность. Все сопроводительные документы оформляются вручную. После проведения экзамена работу обучающегося упаковывают в отдельный конверт и доставляют в ГЭК.

В соответствии с пунктом 13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 N 1394 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2014, регистрационный N 31206), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее — ОИВ), обеспечивают проведение ГИА-9 в субъекте Российской Федерации, в том числе обеспечивают обработку и проверку экзаменационных работ в соответствии с требованиями, установленными действующим Порядком.

Таким образом, проверка экзаменационных работ участников ГИА-9, отказавшихся от внесения персональных данных в информационные системы, относится к компетенции ОИВ.

К заявлению прилагается согласие на обработку персональных данных обучающегося. Можно отказаться от обработки персональных данных. Тогда сдача проходит без внесения персональных данных в информационные системы, а штрих-коды с экзаменационных бланков вырезают ножницами организаторы в аудитории в присутствии обучающихся в день проведения экзамена (см., например, письмо Рособрнадзора от 25.05.2016 N 10-253).

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс. Ответ актуален на 15.04.2020 г.