Рособрнадзор полностью отказался от «тестовой» части, заданий с выбором одного ответа в экзаменационных материалах по русскому языку и другим предметам.
«Сегодня в системе государственных экзаменов по всем учебным предметам востребованы умения рассуждать, осмысленно формулировать свою точку зрения, аргументированно ее доказывать, используя нормы русского литературного языка», – рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе II съезда Общества русской словесности.
По его словам, Рособрнадзор серьезное внимание уделяет построению системы объективных процедур оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе, выстраиванию механизмов работы с полученными результатами в регионах. Теперь в качестве ежегодного мониторинга с 4-го по 7-е классы проводятся Всероссийские проверочные работы по русскому языку, в 9-м классе – государственная итоговая аттестация по русскому языку и литературе, в 11-м классе – итоговое сочинение и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
В 2018 году в 6 и 8 классах проводилось национальное исследование качества образования по литературе, исследование качества подготовки по русскому языку первокурсников организаций среднего профессионального образования.
Ведомство разработало и внедрило в качестве допуска к государственной итоговой аттестации устное собеседование для девятиклассников. После нескольких масштабных апробаций весной 2019 года более полутора миллионов девятиклассников прошли итоговое собеседование по русскому языку в штатном режиме. В собеседовании используются приемы чтения и пересказа фрагмента текста, построения ребятами своих собственных высказываний на основе личных впечатлений, жизненного опыта, а также диалога с собеседником.
В 2019 году получили «зачет» 97% участников собеседования. Однако более 30% девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли последовательно выстроить свое 2–3-минутное высказывание по выбранной теме, более 60% участников собеседования допустили орфоэпические и речевые ошибки.
«Эти результаты станут объектом детального анализа и адресной работы институтов повышения квалификации учителей, а также важным акцентом для работы педагогических коллективов каждой школы страны», – заявил Сергей Кравцов.